воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий

Преподобный Зосима,
игумен Соловецкий
Основатель монастырского служения Господу на Соловецких островах России.

Имя на немецком: Zosima, Abt in Solovki.

Годы жизни:
* неизвестно, село Толвуя, Новгородская республика;
+ 17 (30) апреля 1478 года, Соловецкий монастырь.

Память святого: 17 (30) апреля и 08 (21) августа (перенесение мощей).

Житие

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии. Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому еще в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.

Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки. Преподобный Зосима противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.

Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.

Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая. Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове. Второй игумен, Феодосий, также возвратился, и третий из назначенных игуменов, Иона, тоже удалился обратно на материк. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство наставника их преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.

Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.

Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Источник информации:
статья ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА, СОЛОВЕЦКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ сайта "Православие. ru"

Зосима Соловецкий в Германии

Икона с мощами преподобного Зосимы Соловецкого находится в немецком Франкфурте на Майне в приходе священномученика Киприана и мученицы Иустины (РПЦ). Образ написан иконописцами Соловецкого монастыря специально для русского прихода во Франкфурте. Об этом сообщает сайт прихода. К сожалению, более подробная информация о том, как мощи святого оказались на немецкой земле, отсутствует. В любом случае, как только частица мощей, по благоволению Господа нашего Иисуса Христа, пересекла границу Германии, преподобного Зосиму можно считать святым, сияющим в землях германских и во всех приходах Русской Православной Церкви в ФРГ ему можно молиться, как местному германскому святому, опекающему на небесах православных, живущих в этой временной земной юдоли.

Существуют разнообразные иконы преподобного, чаще всего на них святой Зосима Соловецкий изображается вместе с преподобным Савватием Соловецким.

Зосима Соловецкий как покровитель пчеловодства

Русские пчеловоды называли преподобного Зосиму Пчельником и считали его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем: “Попаси Зосим Соловецкий пчелок / Стаями, роями, густыми медами”.

В честь прп. Зосимы как заступника пчеловодов существовали рукописные молебны. В одной из молитв прп. Зосиме подробно повествуется о путешествии свв. Зосимы и Савватия, угодников Соловецких, в какие-то далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в набалдашнике посоха матку пчелиную и, пустив ее в Русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Сельские пчеловоды, благоговея перед свв. Зосимой и Савватием пчельниками, очень часто молились этим угодникам об успехе в пчеловодстве, а в день памяти св. Зосимы служили ему в церквах молебны и приносили при этом в церковь медовые соты для освящения. В других местах есть еще обычай в этот же день кормить пчел просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого прп. Зосимы. В день памяти этого угодника пчеловоды вынимали ульи из омшаника и выставляли на лето в пасеки. При этом почти повсюду был обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем ставили образ св. Зосимы, который изображался здесь всегда с ульем пчел.

На Руси для этого существовала особая церемония: посреди пасеки накрывали стол, на него ставили хлеб, соль, Богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу. Потом, помолившись Зосиме и Савватию, ходили вокруг пасеки с зажженной свечой и кропили ульи освященной водой.

У русских существовало предание, что будто св. Зосима принес пчелиную матку с Афона в железном набалдашнике своего посоха, хотя этот преподобный вовсе не был на Афоне. Что касается обычая кормить пчел в день прп. Зосимы просфорою, то можно думать, что он находится в связи с тем сказанием из жития этого угодника, по замечанию которого он раздавал проезжим купцам просфоры от своего священнодейства. Случилось однажды, что одна из этих просфор была обронена ими по небрежности и при этом оказалась чудодейственною, испустив от себя огонь, опаливший пса, который хотел взять ее.

В народе бытуют следующие поговорки и пословицы: "Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дал"; "Пчелка-Божия угодница, а и та Зосиме-Савватию свой молебен поет"; "Без Бога - ни до порога, а без Зосимы - Савватия - ни до улья". Во многих местностях России к дню памяти преподобного Зосимы-"Пчельника" (17 апреля) приурочивалась выставка пчел.

Тропарь преподобному Зосиме, глас 4:

Изволением Божественного разума/
вселился еси в пустыню/
и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/
равно Ангелом житие на земли пожив,/
в молитвах, и трудех, и пощениих/
образ был еси твоим учеником./
Отонудоже Бог, видя твое благое изволение,/
умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./
Но, яко имея дерзновенние к Богу,/
поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/
и не забуди, якоже обещался еси,/
посещая чад твоих,//
Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобному Зосиме, глас 8:

Христовою любовию уязвися, преподобне,/
и Того Крест славный на рамо взем,/
понесл еси, Божественне вооружився,/
и непрестанныя молитвы, яко копие в руце имый,/
крепко ссекл еси бесовская ополчения.//
Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Величание преподобного:

Ублажаем тя,/
преподобноотче Зосиме,/
и чтим святую память твою,/
наставниче монахов//
и собеседниче ангелов.
Представлено для обсуждения:
Потупин Алексей,
17 (30) апреля 2012 года, понедельник
Дюссельдорф-Бенрат

К алфавитному списку святых, в землях германских сияющих
Назад, на главную страницу сайта "Паломник"

Комментариев нет:

Отправить комментарий